История танцев, Знание

Опрос от Моти (B.People): Исследование состояния брейкданса на территории бывшего СССР в 2017 году

Вдохновляя...

Друзья, это исторически значимое исследование состояния нашего общего увлечения - брейкинга. И очень приятно, что Мотя вновь проводит его в 2017 году. Потратьте 15-20 минут времени, чтобы внести свой вклад в информацию для современного и будущего поколения. Если мы будем заботиться о настоящем, у нас будет и будущее.

Итак, Лена Матьянова (бигёл Мотя из B.People) в 2003 году проводила такой опрос и ниже его результаты. А теперь ссылки для вас:


Исследование состояния брейкданса на территории бывшего СССР в 2003 году

Как известно, Breakdance (BD) в СССР появился в 80-е годы. Затем данный танцевальный стиль утратил свою популярность: в середине 90-х действующих отечественных брейкеров можно было пересчитать по пальцам, но они всеми силами старались вернуть BD на вершину былой славы. Так, например, в конце лихих 90-х, ребята из команды Jam Style&Da Boogie принялись активно покорять музыкальную поп-индустрию, а B.People популяризировали BD путём организации разнокалиберных BD-акций.

Постепенно мода на BD возвращалась. В начале 2000-х в нашей стране было уже приличное количество прогрессивных молодых команд.

Так сложилось, что в 2003 году у команды B.People, как у организаторов одного из крупнейших ежегодных BD фестивалей OPEN, имелись контакты практически всех «топовых» команд на территории бывшего СССР. Спортивный интерес послужил поводом для проведения как бы научного социологического исследования состояния BD на территории бывшего СССР в 2003 году.

Новейшая история всегда являлась спорной наукой ввиду излишней субъективности её изложения. Социологические исследования можно считать попыткой объективизировать описание нужного момента. Предлагаем Вам окунуться в атмосферу BD 2003 года. Ниже представлены результаты нашего исследования.

Цель

Попытка изучения истории, особенностей и условий BD-культуры на территории бывшего СССР в 2003г.

Материал и методы

Семидесяти командам из разных городов бывшего СССР, танцующим в стиле BD, по email была разослана анкета, состоящая из 20 вопросов.

На анкету ответили 76 человек, представители 50 команды из Москвы (B.People, Da Boogie и др.), С-Петербурга (Top9), Армавира (B.Power Style), Твери (Rebbels Clan), Алматы(Казахстан) (South Union Crew), Ухты (Do Ones Bit Crew), Башкортостана (Second Hand), Йошкар-Олы (Crazy Style Crew), Таллина(Эстония) (Fresh Crazy Artists, Next Level), Липецка (Streat Junkies), Бердичева(Украина)(Rocket Jump), Ставропольского края (Unwriten Law), Архангельской области (Hammers), из Латвии (Gang Breakers, United Force), Кирова (Мертвые мухи), Владивостока (Screw-Drive), Томска (x-factor), Кишинева(Молдавия) (Flyenergycrew), Иваново (B.Race), Саратова (E&S), и другие.

Средний возраст участников этих команд составил 17-21 год, а танцевали они на тот момент около 2-5 лет. В составе команд из Москвы, Риги, С-Петербурга, Калининграда и Иваново были представители «первой волны популярности BD», которые танцевали с 80-х годов, их возраст был за 30.
Большинство ответивших команд (80%) занимали призовые места на региональных BD чемпионатах, 36% — на BD акциях в других городах, а некоторые (Рига, Таллин, Москва, С-Петербург) выезжали и на фестивали в другие страны. Только 9 человек из всех ответивших не танцевали в финалах каких-либо BD-контестов.

Результаты

Как начинали танцевать BD в начале 2000-х? Большинство участников опроса впервые увидели BD по телевизору, половина из них особенно отметили клипы Jam Style&Da Boogie, остальные — зарубежные клипы, репортажи с BD фестивалей. Около трети опрошенных узнали о BD случайно, попав за компанию или по объявлению в школу танцев.

При этом, в 2003 году, по мнению современников, информация о BD в средствах массовой информации (СМИ) встречалась крайне редко. Две команды написали, что такой информации в местных СМИ нет вообще. Сами светились на местных телеканалах 45% опрошенных, москвичи попадали и на центральные каналы.

Стоит отметить, что в начале 2000-х на территории России доступ к высокоскоростному интернету, позволяющему без проблем смотреть видео онлайн, имели единицы (легче с этим обстояло дело у жителей стран Балтии). Поэтому b-boys&b-girls чаще всего доставали BD-видеоматериалы через знакомых на VHS или только появившихся DV/DVD.
Да и удобных для поиска и просмотра видео-интернет ресурсов практически не было: в частности, Youtube был запущен только в 2005 году. Следовательно, в 2003 году посмотреть BD-видео он-лайн можно было только заранее зная адрес специализированного сайта.
Лёгкой возможности обмена информацией через социальные сети в 2003 году тоже не было, так как социальные сети в принципе появились только в 2006 году (Facebook появился раньше, но стал доступным для всех пользователей интернета старше 16 лет только с сентября 2006 года).
Что касается би-боев, ответивших на опрос, то, напомню, в нём участвовали в основном «продвинутые» команды, у 42% из них на тот момент были свои интернет-сайты, через которые они сами пытались нести «слово о брейкдансе» в массы.

Как тренировались би-бои в 2003? Тренировались чаще всего в домах культуры по договорённости с администрацией, 3 команды — в зале института (за что танцевали на студенческих праздниках), 2 — в клубе. При этом 20% ответивших сказали, что тренируются в разных залах.
Если верить ответам на анкету, то интенсивность тренировок би-боев в 2003 году была впечатляющей: 92% из них тренировались не меньше 3 раз в неделю. А 17% вообще ежедневно! Длительность тренировок составляла в среднем 2-3 часа, хотя некоторые писали, что тренируются и дольше (Армавир — 4 ч/день, Томск — 4 ч/день, летом до 8 часов в день).

Скорость модемного интернета, который был у большинства би-боев в начале 2000-х, позволяла скачивать музыку. Поэтому выбор музыкального сопровождения для тренировок в 2003 году зависел только от личного вкуса, а не от возможности достать приличную музыку, как это было, например, в 80-е.

На тренировках ставили в основном b-boys миксы (breakbeat&funk), олдскульное электро и рэп. Многие отмечали, что не любят тренироваться под медленный рэп, но быстрый – «самое оно». Около 40% ответили, что тренируются под разную музыку: хаус, альтернатива, хардкор, техно, рагга, соул и другие стили.

Сорок один процент опрошенных и в повседневной жизни слушали то же, что и на тренировках. В Резекне (Латвия) и Владивостоке в обычной жизни слушали «клубную музыку» (рейв), в Бердичеве (Украина) — русский рэп, в Энгельсе и под Челябинском — альтернативу.

Удавалось ли зарабатывать на танцах би-боям в 2003 году?Зарабатывали в основном на выступлениях в ночных клубах и на городских праздниках. Лишь 9% ответили, что не вели «концертную деятельность».
Здесь немного поясню: до 2013 года в ночных клубах на территории РФ можно было курить. Поэтому, в том числе, в 2003 году, воздух на сценах подобных заведений часто представлял собой едкую туманную завесу. Так что исполнение, например, пауэрмува на ночной «кислотной» дискотеке трудно было назвать приятным времяпрепровождением.
На нехватку денег жаловались 86% ответивших. В частности, у рижан бОльшая часть заработанного уходила на обновление костюмов и другие вложения в команду. К тому же, 36% отметили, что раньше было больше коммерческих выступлений, связав это с падением популярности BD. Хотя, 2 команды объяснили подобную ситуацию тем, что их уровень вырос, поэтому цену они подняли, после чего приглашать в клубы стали реже.
Мы обещали не оглашать точных цифр, но при сравнении ответов можно сказать, что бОльший доход от танцев получали би-бои в Эстонии, на втором месте Москва и Рига, в других городах примерно одинаково. А там, где заработки были символичными, b-boys&b-girls подбадривали себя тем, что, по крайней мере, становятся популярными у местной публики.

Ведение школ танцев подавляющее большинство вообще не рассматривало как источник дохода. Обычно школа велась для «отбивки зала». Часто команда в дальнейшем пополняла свой состав из своих же учеников. Свои школы танцев на момент опроса были у 60% ответивших команд, в 45% ответивших городов действовало более 1 BD школы. Больше всего BD школ в 2003 году было в Москве и Риге.

(фото из личного архива автора: Краб/B.People, школа танцев B.People, 2001г)

Организацией BD джемов в своих городах занимались 22% опрошенных команд. Целью было, скорее, поддержание «BD движухи». Зарабатывать на проведении подобных мероприятий не удавалось никому в начале 2000-х. К слову: команда B.People заработала на проведении фестиваля OPEN1 (1999г) по 100 рублей на каждого члена команды (курс $ на тот момент составлял 27 руб. за 1 $ USA), при организации фестиваля OPEN2 (2002г) – уложились «в ноль», а OPEN3 (2003г) организаторы провели себе в убыток.
Более-менее регулярные BD акции проводились в 45% опрошенных городов.

Уличными танцами (летом) промышляли 60% опрошенных команд, 37% танцевали на улице регулярно. В качестве места выбирали людный центр города, пешеходную улицу. Пробовали танцевать в других городах, а не только в своём — 9% опрошенных. Например, ухтинцы ответили: «Мы на улице не танцуем, потому что у нас на улице летом снег». Таллинцы раньше выступали на улице, но, на момент данного опроса, законодательство Эстонии перестало быть к этому лояльным.
Дела с заработками от уличных шоу лучше обстояли всё в тех же Риге и Москве. В других городах на улице получали минимальные деньги, причем, около половины танцевали вообще бесплатно. Цитата от алматинской команды: «реакция зрителей нормальная, а деньги — какие там деньги!!?».

(фото из личных архивов Вадима Мейкшана, Елены Матьяновой и Константина Бредиса)

Отношение общественности и местной администрации к BD в 2003 году. Абсолютно все танцующие на улице команды отмечали, что зрители воспринимали их действия хорошо, у некоторых брали автографы, просили сфотографироваться вместе.
Проблемы с милицией (с 1918 по 2011 года полиция в России называлась милицией) из-за уличных танцев были только у четырёх из опрошенных команд (Москва, С-Петербург, Рига, Невинномысск). А вот в Липецке, судя по ответам, больше проблем было со старушками, которым мешает музыка, а не с милицией.
Большинство, 73%, высказали мнение, что в их городе нет «активных противников BD-движения». Многие писали, что брейкеров у них все уважают, даже «гопники» и «скины». От данных категорий граждан наблюдали «косые взгляды» только 5 команд из опрошенных, а от «быков» и «недружелюбных лиц кавказской национальности» — 3 команды. Лишь ребята из Челябинска имели какие-то крупные неприятности от стычек с «гопниками». А вот таллинцы отметили, что «Эстония вообще страна, где каждый уважает то, что делает другой».

Поддержку администрации города ощущали 45% опрошенных команд. Причем, эстонцы отметили особенно хорошую поддержку перед выборами. Остальные 55% ответивших были рады, что если администрация города не поддерживает, то хотя бы и не мешает.
Цитата из Армавира: «Властям нравится брейк, но они его не понимают, как-то раз предложили нам выступать на улице зимой на морозе и потом долго не могли понять, почему мы отказались».

(кадр из агитационного клипа Ельцина Б.Н. с привлечением брейкеров и группы «Мальчишник», 1996г: )

На кого равнялись в 2003 году? Одним из вопросов анкеты был вопрос про «BD кумиров». Подавляющее большинство ответило, что нельзя сказать, что у них есть «кумиры», есть просто личности, которых уважают за их достижения, уровень и подачу танца. При этом 36% не стали называть никаких имён, а 64% всё же указали самые сильные, на их взгляд, зарубежные команды или отдельных b-boys, а 44% респектнули ещё и отечественных коллег.

Некоторые в ответах отмечали не отдельные команды, а, например, корейский powermove, американский style. Би-бои из Владивостока подчеркнули в целом Америку, Францию и Японию, «но, в последнее время Россия тоже даёт жару»- написали они, имея ввиду Tор9 (С-Петербург).
Хотелось бы подчеркнуть, что информация о BD-личностях в 2003 году распространялась по территории бывшего СССР не быстро и не полностью, поэтому эти «рейтинговые данные» нельзя считать отражением реального уровня перечисленных и не отмеченных в ответах танцоров.

Особенности BD команд разных регионов СНГ в 2003 году. Около 60% ответивших высказались на эту тему. Имелось мнение, что чем дальше от Москвы и Питера, тем ниже уровень танца, так как в крупных городах постоянно проходили какие-то акции, было больше новой информации. В некоторых ответах отдельно выделяли москвичей: например, «множество индивидуальностей в команде Almost». Высказывали гордость за питерскую команду Top9, т.к. те показали «буржуям», что в России есть достойные би-бои.
По мнению ребят из Липецка и Ухты, «в России все равняются либо на Америку, либо на Европу, но своего стиля Россия еще не выработала». Из Салавата писали, что «Россия уже обогнала Европу, и осталось догнать Корею и америкосов». Эстонцы подметили: «В Эстонии и Латвии всё делают «прямо», а в России как-то «согнуто» (ноги, руки). Но если сравнивать сильные команды, то уровень примерно одинаков».
О BD в своих городах би-бои из Ставропольского края и Владивостока писали, что у них всё «только начинается». В ответах о себе встречались также признания, что одни больше воспринимают спортивную часть BD (powermove), или наоборот: «в отличие от других, пытаемся танцевать, а не заниматься физкультурой». А северодвинцы считали, что они отличаются тем, что любят «поколбаситься на снегу в пуховиках и шапках :)».

(фото из личного архива Яна Немаловского: москвичи передают привет сибирякам, 1999г)

В чём видели проблемы для развития BD в своих регионах би-бои в 2003 году? Большинство отмечало нехватку финансов, реже отсутствие государственной поддержки, недостаток информации.
Высказывалось мнение, что «если бы были честные люди, способные как-то всё грамотно организовать, устроить хороший пиар, то проблем было бы меньше».
В Эстонии отметили общемировую тенденцию к спаду популярности BD.
А ухтинцы видели основную проблему в местном климате.

На вопрос: «Как долго вы собираетесь продолжать танцевать?» в 63% ответили в духе «пока здоровье позволяет», b-boy из Иванова написал: «Мне 38 лет и я пока не собираюсь бросать танцевать!», а таллинцы ответили: «Вечно!».

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что эта информация была собрана на основании субъективных ответов на вопросы нашей анкеты. Возможно, не все авторы старались изложить достоверную информацию. Но, всё же, полученный материал помогает получить примерное представление о положении брейкданса на территории бывшего СССР в 2003 году.

P.S.:

До конца 2017 года автор вышеизложенного как бы социологического как бы исследования планирует повторить анкетирование ныне здравствующих брейкеров (B-Boys & B-Girls) на территории бывшего СССР. Если Вы занимаетесь «нижним» или «верхним» брейкдансом (даже только начали заниматься), напишите сообщение с темой «Брейкданс. Исследование» на e.mail: Motya-bp«собака»yandex.ru (заменив «собака» на @), после этого вам будет выслана анкета, ответы на которую будут затем внесены в электронную базу данных и в этот раз обработаны по всем законам статистических исследований ))

Результаты нового исследования будут опубликованы в 2018 году.

Спасибо за внимание!

Мотя /команда B.People

(в миру: Елена Матьянова, научный сотрудник одного из НИИ)


Распечатать .PDF

23 ноября 2017, История танцев, Знание / Метки: история

Пробное занятие и рекомендации по физической подготовке ЗАПИСАТЬСЯ